Сегодня что-то ужасное творится с погодой. Снег в мае я совсем не ожидала, поэтому во мне проснулся Зяблик. И только сегодня Зяблик готов поделится с вами секретами киноязыка. Одним словом, рассказываю о сюжетных стереотипах.
В кинематограф они перекочевали из литературы, а корнями уходят к становлению человеческой цивилизации. Драматургия фильма может быть основана на одной или нескольких стандартных ситуациях, и вот 4 основных:
Жизнеописание героя
Повествование, зачастую драматичное, о непростой судьбе героя, полной трудностей и кофликтов. Зрителя побуждают сопереживать человеку, который преодолевает обстоятельства, совершает сложный выбор и в итоге добивается желаемого. При этом стопроцентный хэппи-энд, конечно, не обязателен. Вспомним драму «Игры разума» о выдающемся математике. Истории про Линкольна и Джобса, Хокинга и Шиндлера, Ван Гога, Коко Шанель, Эрин Брокович — и это только биографические картины.
Соперничество героев
Пожалуй, самый «первобытный» стереотип, истоки которого в борьбе сильнейших за территорию или особь женского пола. В современных реалиях конфликт перерос в нравственный: противостояние добра и зла, этническое и классовое неравенство, столкновение идей и ценностей, особенно когда системы ценностей четко выстроены в фильме. Это противостояние Бэтмена и Джокера, Поттера и Волан-де-Морта, фильмы «Престиж», «Гонка», «Семь».
Жертва
Добровольное самопожертвование героя, продиктованное сильной мотивацией и большой идеей. Собственно, эта идея и выжимает слезу при просмотре. Протагонист решает расстаться с жизнью ради высшего блага, спасения или благополучия других. Мы видели такое в «Спартаке», «Легенде о Сурамской крепости», «Титанике» (здесь задействован и следующий стереотип).
Стереотип любви и смерти
Сюжеты о великом чувстве как ключевой человеческой ценности. Как правило, это трагичные истории в духе Ромео и Джульетты и психологические драмы, где проявления и обстоятельства любви могут быть разные, но непременно пронизанные ощущением предстоящей потери. Несколько примеров: «Любовное настроение», «Летят журавли», «Назови меня своим именем», «Хиросима, любовь моя», «Жизнь Адель».
#киноязык #кино #теориякино #кинематограф #стереотипы